четверг, 26 ноября 2015 г.

Музей компьютерных игр в Берлине

                  

© Foto: Privat

От громоздких компьютеров 50-х гг. до домашних видеоигр, от простейших приставок до виртуальных миров с эффектом присутствия


В ногу со временем

Первая постоянная экспозиция музея была открыта в 1997 году и проработала до 2000-го. Потом были многочисленные проекты в рамках выставок и фестивалей, а три года назад Computerspielemuseum распахнул свои двери для посетителей в здании культового кафе «Варшава» в сердце Восточного Берлина на Karl-Marx-Allee, представляя вторую постоянную выставку.



Самая большая в Европе коллекция игр и игрового оборудования постоянно пополняется, и запасники полны интереснейшим материалом, который мог бы занять, наверное, еще одно такое же по площади помещение. «Мы первый в мире музей подобного рода, действующий на постоянной основе, – со сдержанной гордостью рассказывает директор Copmuterspielemuseum Андреас Ланге. – Мы показываем нашим гостям, что игры, в том числе компьютерные, – это часть нашей культуры, а их историю можно проследить на столетия назад». 

Тематически экспозиция поделена на три части. Первая посвящена истории и «предыстории» компьютерных игр. Взгляд падает на античную вазу с изображением олимпийских атлетов – это, разумеется, тоже часть истории игр. Рядом – картина, изображающая «робота» 18-го века в костюме турка, который играл и обыгрывал людей в шахматы. На самом деле внутри сконструированной в 1770 г. венгром Вольфгангом фон Кемпеленом машины сидел живой человек, а сам аттракцион пользовался невероятной популярностью и побывал в мировом турне. 

Как долго существуют компьютерные игры? Столько же, сколько и сами компьютеры. Перед нами фотография: 1951 год, Берлинская индустриальная выставка. Министр финансов ФРГ Людвиг Эрхард играет с компьютером в первую в мире компьютерную игру Nimrod, а за его действиями наблюдает канцлер Конрад Аденауэр. 

Посетитель захвачен зовом 8-битного мира и двигается дальше вместе с техническим прогрессом. Вторая часть экспозиции описывает графику и сюжет игр, аппаратные требования и музыкальное сопровождение. Здесь предостаточно материала для тех, кто желает копнуть поглубже: настоящие реликвии, первая игровая консоль Ральфа Байера Brown Box 1969 г., первая в мире домашняя игровая приставка 1972 г. Magnavox Odyssey, многочисленные видеоинтервью с разработчиками и игровые автоматы. 

На перекрестке технологий

Перед нами огромный джойстик, сдвинуть который можно только двумя руками, чуть дальше – видеоигра, где скорость машины на экране зависит от того, как быстро вы будете крутить педали на настоящем велотренажере. И это – уже новый аспект восприятия игр, когда вместо того, чтобы давить пальцем на кнопку, вам предстоит приложить настоящие физические усилия. 

Стена информационных блоков иллюстрирует вехи индустриального развития компьютерных игр: более 50 игровых систем 70-2000-х гг., среди которых – Apple II, Commodore PET, Nintendo, Dendy. В общей сложности 300 экспонатов от легендарного Nimrod и понг-автомата до первого политического симулятора Balance of Power, на котором можно сыграть за Советский Союз или Соединенные штаты в противостоянии сверхдержав. 

Рядом находится новая жемчужина коллекции: небольшой игровой зал с ретро-автоматами Donkey Kong, Asteroid, Space Invaders, который восстанавливает атмосферу подобных заведений 80-х годов влоть до подтеков на потолке от прохудившейся крыши и призывно мигающей чуть заржавленной вывески на входе. Каждый из автоматов готов к использованию – и посетителям не нужны монеты, чтобы начать игру.

© Foto: Privat

«У нас можно проследить все 64 года развития компьютерных игр», – говорит Андреас Ланге. В двух шагах располагаются технологии, определившие настоящее и будущее компьютерных игр: симулятор 3D 1994 г., который работает по понедельникам с 18:00; в любое время здесь можно воспользоваться 3D-телевизором или небольшим 3DS Nintendo, которые с удовольствием тестируют совсем юные и взрослые посетители. 

Мало какой музей может похвастаться таким интересом со стороны подрастающего поколения: школьники, пришедшие на экскурсию целым классом, рассосредоточиваются по экспозиции и оккупируют экспонаты, начиная от «древних» приставок и кончая новинками индустрии. Много здесь студентов и семей с детьми. 

За поворотом располагается временная выставка, посвященная играм, где присутствует мотив весны. 8 апреля в рамках недели игр International Games Week Berlin стартует новая временная выставка компьютерных игр из Франции и Польши, которая уже побывала в Таллинне и представляет 20 современных игр этих двух стран и историю их развития. На второй неделе апреля Computerspielemuseum проводит праздник компьютерных игр для увлеченных игроков, новичков и всей семьи не только в музее, но и в пустующем сейчас книжном магазине Karl-Marx-Buchhandlung по соседству. В программе – благотворительный игровой марафон, ретро-выставка и сценическая программая с участием звезд индустрии компьютерных игр.

Игры в ГДР: «Ну, погоди!»

Тема разделенной Германии не обошла и музей компьютерных игр. Здесь можно найти единственный игровой автомат ГДР Poly-Play, который создавался в 1985-1989 гг. На просторах республики оказалось около тысячи таких автоматов, стоимость каждого равнялось астрономической по тем временам сумме в 35 тыс. марок. Здесь же можно увидеть образцы игр – в том числе на кассетах, видеоинтервью с разработчиком игр, который во времена ГДР был еще школьником, но уже начал заниматься любимым делом и продавать программы.

© Foto: Privat Автомат Poly-Play неизменно вызывает интерес у гостей: на нем целых 8 игр, и самая популярная сделана по мотивам любимого советского мультика «Ну, погоди!» Идея лабиринта, по которому нужно двигаться, собирая бонусы и уходя от опасности быть «съеденным», пришла с запада – но «капиталистические» фигуры были заменены на советских мультипликационных персонажей. Так что гости музея могут попробовать себя в роли зайца, убегающего от волка по извилистому лабиринту, где можно перейти на следующий уровень, съев всю имеющуюся морковь. 

Экспозиция не может обойти стороной и такой вопрос, как игровая зависимость. Поэтому помимо 10 тысяч журналов по разработке, дизайну, истории игр, важная часть выставки – раздел, посвященный игровой зависимости. Интервью с экспертами, а также с теми, кто столкнулся с проблемой игромании, плюс литература на эту тему ждут посетителей в третьей части экспозиции. С нею, как и с остальной выставкой, можно познакомиться на двух языках – немецком и английском. В планах – расширение языкового выбора, в первую очередь за счет польского языка, поскольку близкое соседство с этой страной определяет количество польских посетителей. 

За год музей посещает около 70 тысяч человек. В 2013 г. эта цифра возросла до 80 тысяч, причем в летние каникулы и праздники, например, на Пасху, количество иностранцев среди посетителей вырастает до 50 процентов, оживляя восточноберлинскую Karl-Marx-Allee. «Наш музей в определенной степени возрождает эту улицу в том значении, какое она имела во времена ГДР, – говорит Андреас Ланге. – Ведь это самый длинный архитектурный памятник Европы, удивительная для западного человека улица стиле, который словно переносит нас в советские города».

Computerspielemuseum представляет эволюцию компьютерных игр в контексте всеобщей культуры, исследует их воздействие на социум и располагает поистине уникальными экспонатами. Кстати, на сайте www.computerspielemuseum.de можно совершить виртуальный тур по экспозиции музея.

Комментариев нет:

Отправить комментарий